Как писать отчет по практике по экономической специальности
Каждый студент сталкивается с необходимостью пройти практику и написать по ее итогам отчет. Практика может быть разного рода - ознакомительная, учебная, производственная, по специальности, по специализации и самая основная – преддипломная.
Все виды практик, кроме преддипломной, обычно не вызывают каких-либо затруднений, т.к. в большинстве вузов проходят и зачитываются формально. А вот преддипломная – тут все не так просто – отметка о ней идет в выписку к диплому, и соответственно требуется внятная, достойная отчетность.
Если вы студент дневного отделения и имеете счастливую возможность учиться и не думать о других более насущных и приземленных вещах, вы, конечно же, справитесь с данной работой самостоятельно. Но что делать тем, кто совмещает, так сказать, «приятное с полезным» - учебу и работу. В данном случае возникает легкая паника от непонимания того, что нужно написать. Кажется, что пройти практику, т.е. поработать, да еще и по родственной обучению специальности – этого и так уже достаточно. Ответственное выполнение обязанностей, распоряжений руководителя, достижение каких-либо результатов в работе говорят сами за себя. Но нет, как ни крути, а в вуз нужен отчет. И приходится садиться и мучительно пытаться придумать, как красиво рассказать о том, что делал на практике. При этом, в голову, обычно не приходит ничего стоящего, т.к. на практике либо занимался обычной своей работой (текучкой), либо предпринимал такие действия, которые возможно позволили получить хороший финансовый результат, но о них рассказывать всем и каждому пока не целесообразно.
Так вот, хочется вас успокоить. В вузе не нужен ваш банальный рассказ о том, что вы делали такого-то числа, с кем встретились и какую сделку заключили. В вуз нужно предоставить мини научный труд, описывающий предприятие, на котором вы работали.
Отчет по преддипломной практике по экономической специальности обычно включает в себя следующие разделы:
- Характеристика предприятия
- Описание и анализ его экономических показателей
- Раздел, характеризующий вашу в работу, в соответствии со специальностью, по которой вы обучаетесь, или в соответствии с Вашим индивидуальным заданием на практику.
Приведем краткое описание того, что в них нужно писать.
Характеристика предприятия включает описание деятельности предприятия, т.е. чем конкретно занимается, каковы цели и задачи предприятия, какие товары, работы или услуги производит предприятие. Вся эта информация есть в уставе предприятия. И если вам дали с ним ознакомиться, данный раздел не будет представлять для вас особой трудности. Также в данном разделе обязательной составляющей является описание организационной структуры предприятия - ее нужно представить графически, т.е. показать основных руководителей, основные подразделения и как они взаимосвязаны. Это сделать также не трудно используя встроенный компонент WORDа – SmartArt. С его помощью вы сможете построить любую, самую сложную и запутанную структуру организации, не говоря уже о простой структуре, где есть Генеральный директор, бухгалтерия, какое-то основной производство, отделы снабжения и сбыта. Последние два отдела могут называться более красиво, например отдел планирования, анализа и контроля закупок, отдел продаж, отдел дистрибуции – суть от этого не меняется. После прорисовки организационной структуры – ее нужно, хотя бы кратенько, описать – «Этот отдел возглавляет начальник такой-то, он отвечает за то-то и то-то. Обеспечивает, например, основное производство всеми необходимыми материалами, комплектующими и т.д. и т.п.». Также нужно сделать вывод по поводу типа организационной структуры – какая это структура – линейная, матричная, дивизиональная, функциональная и т.п.
Чтобы сделать описание и анализ экономических показателей предприятия, нужно ознакомиться с его финансовой отчетностью. Если ваше обучение или дальнейшая тема диплома не предполагают проведения подробного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, вам будет достаточно всего двух финансовых отчетных документов – это баланс предприятия и отчет о финансовых результатах. По этим документам вы сможете оценить, работает ли предприятие с прибылью или терпит убытки. Растет или снижается выручка предприятия за последние, как правило 3, а иногда и 5 лет. По балансу вы сможете оценить объем имущества предприятия, объем его основных фондов, запасов и денежных средств, определить структуру капитала, т.е. какой капитал – собственный или заемный в большей степени используется на предприятии, и на основании этого сделать вывод о его финансовой устойчивости и платежеспособности.
Также по данным баланса и отчета о финансовых результатах вы сможете провести вертикальный и горизонтальный анализ и оценить структуру капитала и имущества предприятия, а также темпы роста выручки, затрат и прибыли и рассчитать показатели рентабельности, т.к. именно рентабельность в большинстве случаев характеризует эффективность деятельности предприятия.
Раздел, характеризующий работу, в соответствии со специальностью или индивидуальным заданием на практику может соответствовать следующим основным направлениям:
- Управлению персоналом
- Финансовому менеджменту на предприятии
- Разработке маркетинговых мероприятий или стратегии развития предприятия.
Стоит ли говорить, что каждое направление может характеризоваться различной тематикой последующих дипломных работ. Например, управлению персоналом могут соответствовать темы по адаптации, обучению и развитию персонала, повышению эффективности мотивации и т.п.
Финансовый менеджмент может быть направлен на повышение эффективности управления себестоимостью на предприятии, формирование оптимальной структуры капитала, повышению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью или же направлен на проведение более глубокого анализа финансового состояния предприятия. Также тематика последующих дипломных работ по данному направлению может быть связана с разработкой инвестиционных проектов, но по итогам практики в отчете будет достаточно анализа предприятия, анализа его возможностей и краткого описания предполагаемого проекта.
Маркетинговый анализ и разработка стратегии будут предполагать анализ внешней и внутренней среды предприятия, анализ его сильных и слабых сторон, возможностей, угроз, а также политических, социальных, экономических и технических факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия – это так называемые SWOT и PEST анализы.
Так или иначе, анализ по любому из вышеописанных направлений направлен на выявление каких-либо проблем в деятельности предприятия, которые вы, при дальнейшем написании дипломной работы будете предлагать устранить при помощи тех или иных мероприятий. Т.е. по своей сути, ваш хорошо и грамотно написанный отчет по преддипломной практике может стать второй аналитической главой вашей дальнейшей дипломной работы. Поэтому к написанию отчета по преддипломной практике следует отнестись, по возможности, максимально ответственно.
Желаем вам удачи в написании отчета по практике. А если у вас возникнут какие-либо трудности в данном вопросе, наши авторы всегда окажут квалифицированную помощь.
ТЕКСТ: Ульяна Титова Теги: Отчет по практике, экономическая специальность | |
Вернуться к списку статей